Йога аюрведа

Йога и аюрведа – есть ли точки соприкосновения?

Йога аюрведа

Вслед за мировым распространением йоги набирает популярность другая древнеиндийская традиция аюрведа.

Но из-за поверхностного и чисто утилитарного интереса в общественном сознании складывается неправильное представление о ней.

Зачастую аюрведа воспринимается как система фитотерапии (траволечения) или как нечто вроде «народного лечебника», а относительно йоги – как некое дополнение, «прикладной» элемент, к ней.

На самом деле аюрведа – совершенно самостоятельная область знания, уходящая корнями в глубокую древность. Это не народные методы лечения, доступные каждому; испокон веков обучение в области аюрведы занимало немало лет и практиковали ее только специалисты. Это и не траволечение.

Конечно, в аюрведе очень широко применяются растительные компоненты, но используются также и минералы, металлы, в том числе и токсичные ртуть, мышьяк, свинец, другие составляющие. Аюрведе также отлично известны хирургические методы лечения, родовспоможение и даже психиатрическая помощь.

Если говорить о соотношении йоги и аюрведы, то это, скорее, две параллельные вселенные, чем две стороны одной медали. Общего между ними немного, но, все же, оно есть. 

Что общего?

Во-первых, конечно, общая родина. Обе эти системы – наследие древнеиндийской цивилизации.

Трудно судить о времени их появления, но предположительно, первые дошедшие до нас трактаты по йоге и по аюрведе появились примерно в одно время: дата создания «Йога сутр» Патанджали примерно 500 г. до н.э.

, а первые трактаты по аюрведе датируются от 700 до 150 гг. до н.э. При желании истоки этих знаний и намеки на них можно отыскать и в Ведах.

И йога, и аюрведа – это знание о человеке. Целью обеих традиций является помощь человеку и его благополучие (хотя понимается под этим не одно и то же). Согласно преданию, знание обеих традиций было получено великими древними мудрецами от богов, а потом передано людям.

Обе традиции неповторимы своей стройностью и целостностью, величием и красотой идей, им нет аналогов ни в одной другой культуре. И в йоге (в хатха-йоге) и в аюрведе даются диетические и гигиенические рекомендации и придается существенное значение очистительным практикам.

И там и там существуют практики для омоложения и продления жизни. Но в аюрведе это целый огромный раздел – расаяна, включающий сложные и требующие времени (несколько месяцев) процедуры и специальные препараты.

А вот в трактатах по йоге утверждения о том, что некоторые практики возвращают молодость и продлевают жизнь, никак не обоснованы и ничем не подтверждены. Встречается и общая терминология: прана, оджас, теджас, каналы в теле.

Не знаю, насколько правильно называть йогу и аюрведу науками, но им обеим присущи критерии, характеризующие науку: систематизация и классификация, анализ и синтез, методология, понятийный аппарат и терминология и т.д.

Но самое главное, что есть общего у йоги и аюрведы, – это общая мировоззренческая основа: обе они базируются на метафизике санкхьи.

Санкхъя – одна из философских систем индуизма, согласно которой в основе мироздания лежат два вечносущих, независимых друг от друга начала: Пуруша – дух, изначальное сознание и Пракрити – материя. 

В чем разница?

Разница, прежде всего, в изначальных целях и точках приложения знания. Цель аюрведы – поддержание здоровья, профилактика и лечение заболеваний, долголетие. Целью же йоги является преодоление ограниченности человеческого сознания.

Для йоги тело не имело большого значения, наоборот, она стремится к растождествлению человеческой личности с ее физическим воплощением. Именно на это направлены все практики, в том числе и практики хатха-йоги, задействующие физическое тело. Предполагаемая польза этих методов для здоровья – лишь побочный эффект садханы.

Точкой приложения знаний и методов аюрведы является физическое тело человека. Точкой приложения знаний и методов йоги – человеческое сознание.

Если говорить в терминологии санкхъи, йога ориентирована на постижение и достижение Пуруши, а для аюрведы основополагающим понятием является Пракрити. Поэтому и описание физиологии человека разное. Разница часто скрывается за внешним сходством и общей терминологией.

Например, и в йоге, и в аюрведе существует понятие праны – жизненной энергии. Но если целью йоги является подчинение, «обуздание» праны – пранаяма, то целью аюрведы является ее получение из окружающей среды и накопление в теле, предупреждение и восполнение ее дефицита.

Поэтому аюрведа не приветствует крайний аскетизм, который приводит к уменьшению праны.

То же можно сказать о каналах тела. В йоге это нади, которые находятся в тонком, а не в плотном физическом теле, и по которым движется прана. В аюрведе каналы – это шроты, а также шира и дхамани, расположенные непосредственно в физическом теле, по которым движутся различные физические субстанции. Аюрведа оперирует понятиями доши, дхату, малы и т.д.

В ней нет понятий чакры, грантхи, кундалини. Фактически описание человеческого тела в йоге и в аюрведе совершенно разное, это две несовместимые системы. И если в аюрведическом описании человеческого тела можно найти какие-то аналогии с современными представлениями об анатомии и физиологии человека, то хатха-йогические чакры и т.п.

в современную медицину пока вообще не вписываются.

Йога и аюрведа распространялись в разных социальных слоях. Обучение аюрведического врача продолжалось несколько лет, и на это нужны были определенные средства. Поэтому и услуги этих врачей не были бесплатными. Многие аюрведические процедуры и препараты могли себе позволить только очень богатые люди.

Комплексы расаяны – омолаживающих процедур – вообще были доступны в основном только для царей. Йогу практиковали преимущественно монахи и отшельники, живущие подаянием, которым аюрведа была просто недоступна. Разница очень заметна в очистительных практиках.

Для проведения йогических шаткарм достаточно доступных подручных средств: немного соли, вода, кусочек ткани, а для многих не нужно вообще ничего. Йогин выполняет их самостоятельно, без посторонней помощи. Аюрведические очистительные процедуры требуют дорогостоящих масел, других препаратов, а главное – участия аюрведического врача.

Конечно, какое-то взаимопроникновение знаний существовало, особенно в более поздние времена. Об этом можно судить, например, по тому, что

«Хатха-йога Прадипика» говорит о том, что шаткармы нужны лишь тем, у кого наблюдается дисбаланс дош. Но объединения этих совершенно различных систем не было. В среде йогинов развивалась и популярна по сей день другая медицина – натуропатия – искусство борьбы с заболеваниями с помощью простых подручных средств.

Например, компрессы из тертой моркови при головной боли и при заболеваниях глаз, обертывание живота мокрой хлопковой тканью и др. Т.е. все намного проще и доступнее, чем в аюрведе.

Что же касается асан, то в таком объеме, как они практикуются сегодня, их нет не только в классической аюрведе, но и в досовременной йоге, это изобретение ХХ века. Совместить несовместимое

Несмотря на все различия сегодня йога и аюрведа все больше сближаются. Это стало возможным, потому что современная йога изменила свой вектор на прямо противоположный: позабыв про эксперименты с сознанием, она практически целиком сконцентрировалась именно на физическом здоровье.

Сегодня многие западные специалисты в области аюрведы интегрируют элементы йоги – асаны, пранаямы, шаткармы – в свою практику. В литературе много информации о том, что та или иная асана или пранаяма уравновешивает определенные доши и т.п.

Решать, так ли это на самом деле – удел специалистов. Любая живая традиция должна развиваться и обновляться в соответствие с изменяющимися внешними условиями.

Аюрведа, возникшая тысячелетия назад, помогала людям, которые жили совершенно в другом ритме и находились в большей гармонии с природой.

Сегодняшнее человечество живет на высокой скорости, подвержено хроническому стрессу, информационно перегружено, вынуждено адаптироваться к неэкологичным условиям проживания. И вовсе не факт, что средства, бывшие действенными много веков назад, останутся эффективными и в новых условиях.

Современная аюрведа подстраивается под современные условия.

И если аюрведические врачи традиционно давали рекомендации по питанию, режиму дня, соотношению работы и отдыха и даже по сексу, почему бы им не давать рекомендации по практике асан? Но нужно все же учитывать, что аюрведа – достаточно сложная наука, ею невозможно овладеть, прочитав одну или даже несколько популярных книжек или прослушав курс лекций. Изучать ее нужно серьезно и не один год. Поэтому, если есть желание, включать рекомендации аюрведы в свою жизнь и практику, лучше пользоваться услугами квалифицированного специалиста, не надеясь исключительно на собственные представления.

Источник: https://yogajournal.ru/blogs/olga-prilepova/yoga-i-ayurveda-est-li-tochki-soprikosnoveniya

Доши в Аюрведе

Йога аюрведа

Согласно древней ведической науке Аюрведе важны не столько пять базовых элементов, формирующих тело человека, сколько их соотношения и взаимодействия. Такие взаимодействия пяти элементов рождают определённые силы, которые управляют телом, воздействуют на ум и психическое состояние в целом.

Концепция дош с позиции Аюрведы

Доша в переводе с санскрита дословно означает «дефект, изъян; то, что затемняет; то, что легко выходит из равновесия».

Такими неустойчивыми и склонными к дисбалансу связями считаются взаимодействия Земли и Воды, порождающее Капха Дошу; Воды и Огня, порождающее Питта Дошу; Воздуха и Эфира, порождающее Вата Дошу.

Вода питает и смягчает Землю, делая твёрдую, стабильную и консервативную Землю более мягкой, доброй и плодородной.

Когда Воды становится слишком много, Земля превращается в жидкую грязь или болото, что делает человека вялым, ленивым и апатичным.

Капха Доша

Капха Доша – сила, рождённая от взаимодействия Земли и Воды, призвана уравновешивать эти стихии.

Капха влажная (вода), тяжёлая (земля), холодная (вода). Капха порождает слизь, поэтому основным местом её нахождения становятся лёгкие, слизистые оболочки, полости в костях. В ней больше содержится элемента Воды.

Подобно Воде, Капха обеспечивает связь всех систем и процессов в организме (взаимосвязь клеток, тканей и органов; баланс жидкости в организме).

Подобно Земле, Капха стабилизирует и закрепляет все структуры тела (построение клеток, формирование систем органов).

Капха стремится к покою, стабильности и завершённости. Когда она превалирует, человек имеет плотное телосложение, медленные движения и речь, продолжительный сон. Он медлителен, но всегда основателен и последователен. Люди Капха склонны к накопительству и стабилизации всех процессов.

Когда Капха в дисбалансе, равновесие между Землёй и Водой нарушено, плотность тела переходит в тучность и отёчность, медлительность – в апатию и лень, бережливость – в скупость.

Капха управляет детскими годами жизни, когда происходит формирование тела человека, основными элементами которого являются Земля и Вода. В этот период для роста организма требуются хорошее питание, тепло, продолжительный сон, что усиливает Капху и её функции.

Капха сосредоточена в Муладхаре (основа, фундамент) и Анахате (связь, любовь) чакрах.

Обе стихии, и Земля, и Вода, иньские – пассивные и поглощающие, поэтому Капха всегда хочет, ей всегда всего мало. С другой стороны, обе стихии, и Земля, и Вода, материнские с присущей опекой и заботой, поэтому стремление Капхи к покою, удовлетворённости, комфорту и защищённости, зачастую превращаются в лень и застой во всех делах и процессах организма.

Основная трудность Капхи – это умеренность и воздержанность. Для поддержания баланса Капхи важно помнить, что «дюже хорошо, не всегда есть хорошо», а увеличение количества далеко не всегда ведёт к лучшему качеству.

Огонь и Вода – две противоположные друг другу стихии, поэтому их связь – всегда противостояние и борьба. Когда Воды слишком много, она тушит Огонь, зарубая на корню все идеи и озарения.

У человека опускаются руки и пропадает желание что-либо делать. Когда Огня слишком много, он выпаривает Воду.

Вода превращается в Воздух, что усиливает ментальные процессы, которые так и не претворяются в жизнь.

Питта Доша

Питта Доша – сила, призванная для поддержания равновесия Огня и Воды и их объединения.

Питта влажная (вода), горячая (огонь), лёгкая (огонь). В теле человека вода становится вместилищем огня, иначе тело бы сгорело. Огонь, содержащийся в Воде, становится кислотой, трансформирующий всё, что в неё попадает. В теле человека Питта порождает желчь, концентрируясь в основном в сердце, печени, желчном пузыре, желудке и тонком кишечнике. Всё острое и горячее возбуждает Питту.

Подобно Огню, Питта Доша преобразует одни вещества в другие, отвечая за пищеварение, терморегуляцию, зрение, восприятие и понимание информации. Подобно Воде, Питта Доша регулирует обмен веществ и энергий.

Питта – это в основном Огонь. Люди с ярко выраженной Питта Дошей лидеры по призванию. Они напористы, целеустремленны и уверенны в себе. Они олицетворяют огонь, сжигающий всё на своём пути, поэтому часто впадают в гнев, раздражительность, не способны проявлять терпение и усидчивость, идут напролом.

Люди Питта имеют хорошие пищеварение и аппетит, они сообразительны, быстро принимают решения, имеют подтянутое тело, которое при физических нагрузках имеет явно выраженный мышечный рельеф.

Пита Доша заключается в противостоянии Огня и Воды, поэтому люди с ярко выраженной Питтой часто впадают в крайности. Подобно Огню они вспыльчивы и способны разозлиться на любую мелочь. А Вода добавляет им сильную эмоциональность, которая подогреваемая Огнём превращается в постоянное бурление страстей.

Пита управляет людьми в возрасте от 22 до 50 лет, когда происходит формирование личности. Личность – продукт эго, наполнена желаниями (вода) и амбициями (огонь). В этот период необходимо самоопределение и отстаивание своих границ, что усиливает Питту и её свойства.

Пита сосредоточена в Свадхистхане (желания) и Манипуре (воля, действия).

Основная трудность Питты – примирить противоположности, найти правильный баланс между ними, когда они перестают враждовать, становясь необходимыми элементами единого целого. Для этого людям Питты важно научиться проявлять терпимость к окружающим.

Осознать, что кроме них и их желаний существуют другие существа с их собственными представлениями и желаниями. И все являются частями единого процесса Жизни, в котором благо каждого возможно только через достижение блага целого.

Тогда непримиримость, конкуренция и борьба Питты способны перерасти в приятие, кооперацию и содружество.

Вата Доша

Взаимодействие между Воздухом и Эфиром определяет Вата Дошу, что делает человека способным проникать в любые пространства. Воздух свободолюбивая стихия, не терпящая никаких ограничений. Эфир (пространство) нейтральная стихия. Это вместилище, которое может как ограничивать, так и защищать.

Когда Воздух преобладает, он сметает все преграды и защитные барьеры, человек становится ветреным, беспокойным, неуравновешенным, непостоянным и потерянным. Когда Пространство начинает давлеть над Воздухом, человек чувствует разного рода фобии, ему становится трудно дышать и страшно находиться в замкнутых пространствах.

Вата Доша – сила, балансирующая Воздух и Эфир. Она сухая (воздух), холодная (эфир), лёгкая (воздух). Вата Доша рождает газы и ветры в теле, сосредотачиваясь в прямой кишке и всей нижней части тела (таз, поясница, бёдра). «Вата» часто переводят как ветер, что дословно означает «то, что движет вещи».

Подобно Воздуху, Вата отвечает за все виды движения (биение сердца, пульс, моргание, дыхание, глотание, кровообращение, передача нервных импульсов, процессы выделения, перистальтика, речь и т.п.). Она также управляет движениями чувств и ума, обеспечивает психическую адаптацию и способность к пониманию.

Вата содержится в Эфире, заполняя все полости и тонкие каналы тела.

Люди с ярко выраженной Ватой подвижны, переменчивы, общительны. Они склонны витать в облаках, их часто считают чудаками не от мира сего. Они много думают и фантазируют, но мало что делают.

Таки люди, как правило, худощавы, быстро теряют вес и переохлаждаются, быстро запоминают, но и быстро забывают, склонны к торопливой речи. Они как ветер, легки, быстры и неуловимы. Но если попытаться на них надавить, поставить в жёсткие рамки, они, скорее всего, убегут. Людей Вата мало заботит материальная сторона жизни, они больше сосредоточены на своих мыслях, идеях и представлениях.

Вата управляет старостью, когда вся жизнь сосредотачивается в воспоминаниях и анализе прожитых лет (в голове). Проявляется в Вишудха (речь) и Аджна (ум) чакрах.

Основные проблемы Ватты – непостоянство, витание в облаках и нежелание принимать реальность. Баланс Ватты заключается в развитии внутренней свободы при соблюдении всех внешних формальных ограничений. Вата – не только Воздух, это ещё и Эфир. Сам по себе воздух не имеет смысла. Он важен, когда совершает свои функции внутри Пространства (Вселенная, Атмосфера, полости, сосуды тела и т.п.).

Вата – самая подвижная из Дош. Без неё остальные две не способны к движению. Она перемещает энергии и вещества и побуждает всё к движению. И она же чаще всего выходит из равновесия. Её дисбаланс является причиной большинства заболеваний. Баланс Ватты заключается, прежде всего, в понимании разницы между свободой и вседозволенностью (воздух), между защищённостью и пленом (эфир).

СПАСИБО ЗА ЛАЙК И ПОДПИСКУ!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slavyoga/doshi-v-aiurvede-5cbc783a0a13b900b4b7b8de

Аюрведа: основные понятия. Основы аюрведы для начинающих

Йога аюрведа

Аюрведа — это сокровищница древних знаний, которые передавались от учителя к ученику на протяжении многих тысяч лет.

Все знания, которые существуют в современном мире, изначально были описаны в ведических писаниях, частью которых является Аюрведа (её ещё называют «Упаведа» — «вспомогательная веда»).

Её никто не создавал, она не возникла внезапно. По преданиям, эта наука появилась одновременно с сотворением Вселенной.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о счастливой жизни», а также «чистое знание». Однако её нельзя назвать наукой в чистом виде, так как Аюрведа содержит в себе философию и религию.

Это истинное учение о здоровье и гармонии тела и духа , которое было выявлено древними мудрецами, риши, с помощью религиозных практик и медитаций.

Они познали связь между человеком и Вселенной, а также осознали , что источником всего сущего является Космическое Сознание.

Основные составляющие аюрведы

В Аюрведе здоровье слагается из четырех составляющих:

  1. Ародья — отсутствие физических страданий;
  2. Сукхам — здоровье на социальном уровне, когда человек удовлетворён работой, семьёй, профессией, местом жительства;
  3. Свастха — самодостаточность, самостоятельность (человек только тогда считается здоровым в этой сфере, когда он легко может ответить на вопросы «Кто он?» и «Какова цель жизни?»).
  4. Ананда (Свабгава) — духовное блаженство (то состояние, когда человек возобновил свои отношения с Богом и счастлив этими отношениями).

Аюрведические писания, которые сохранились до наших дней полностью, включают в себя такие разделы, как:

  • педиатрия;
  • хирургия;
  • пластическая хирургия;
  • отоларингология;
  • акушерство;
  • геронтология;
  • офтальмология;
  • гинекология.

Также аюрведическая древняя система исцеления содержит раздел о лечении с помощью растений, минералов, цвета, мантр, мудр, заговоров, медитаций. Описывается раздел о лечении болезней, которые связаны с духами. Например, наркомания, алкоголизм, сумасшествие — эти болезни Аюрведа рассматривает как атаку духов на тонком плане.

Она знает всё о тонком теле, о его строении, описывает каналы, меридианы, акупунктурные точки и энергетические центры. Аюрведа содержит фундаментальные знания об астрологии. С помощью этой науки можно выстроить хроническую карту (джйотиш), узнать предназначение человека, его предрасположенность к заболеваниям, конституцию и многое другое.

Аюрведа видит человеческие недуги как неправильное отношение к миру. 

Очень важно понимать смысл жизни, так как из-за неверного толкования своего предназначения возникает множество физических и психических болезней. Важно уметь управлять своими чувствами, контролировать эмоции.

Нужно знать и уважать определённые законы Вселенной, и только тогда человек сможет гармонично существовать в этом мире. Таким законам и учит нас Аюрведа. Она показывает, как всё устроено на самом деле, как устроен мир и Вселенная в целом.

Она говорит нам о том, что человек может сам выбрать, страдать ему или быть счастливым.

В ведических трактатах говорится о том, что все недуги исходят из нашего сознания и что уровень состояния счастья определяет степень состояния здоровья человека. Она призывает каждого служить на благо окружающим, быть открытыми миру и желать всем счастья. Только так можно стать по-настоящему счастливым человеком.

Конституционный тип человека по аюрведе

В Ведических писаниях сказано, что человек состоит из пяти элементов (Маха Бхут): земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существует три типа конституции («доши»): Вата — воздух, Питта — огонь, Капха — вода. Определение преобладающей доши — это основа всего процесса исцеления в Аюрведе. Весь процесс лечения направлен на гармонизацию дош и накопление оджаса (жизненной энергии).

Гармонизировать преобладающую дошу можно с помощью изменения образа жизни, образа мыслей, сбалансированного питания, сексуального воздержания, очистительных практик (лечебной рвоты, очистительных клизм), массажей, упражнений, минералов, а также натуральных средств (трав, специй). Лечение назначается в зависимости от конституционного типа пациента (Вата — ветер, Питта — огонь, Капха — вода).

Врач Аюрведы определяет тип конституции пациента в зависимости от его темперамента, телосложения, мышления.

Человек рождается с определенной конституцией (Пракрити), затем с возрастом его состояние дош может измениться, и какая-то одна доша начинает преобладать. Такое состояние называется «Викрити».

Однако Аюрведа в процессе лечения стремится вернуть изначальное состояние пациента, так как именно таковое считается идеальным для него.

У человека может быть семь вариантов конституции:

  • Когда преобладает одна доша: Вата, Питта или Капха; 
  • Когда преобладает две доши: Питта-Вата,Капха-Вата, Питта-Капха; 
  • Когда уравновешены все три доши: Вата-Питта-Капха. Такое состояние называется «Сама Доша» и считается самой лучшей.

К Вате относится тонкая сила Оджас (масло), к Питте – Теджас (огонь), а к Капхе относится Прана (свет и тепло). Идеальное здоровье в Аюрведе считается тогда, когда в гармонии находятся все доши и все три тонкие силы (духовные эссенции).

Ментальная конституция человека

Аюрведа описывает три качества Природы человека, а также всего сущего, они же гуны: Саттва — благость, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Каждое явление во Вселенной имеет свою гуну. Все живые существа, вещи, продукты —  всё находится под воздействием какой-либо гуны.

Эти ментальные доши определяют характер человека, состояние его сознания. В разных ситуациях человек может находиться под воздействием разных гун. Изначально триада гун — это гармоничное состояние, которое состоит из чистоты (Саттвы), движения (Раджаса) и инерции (Тамаса).

 Агни — пищеварительный огонь и аюрведа

В Аюрведе все процессы метаболизма связаны с Агни — биологическим огнём. Всего существует тринадцать Агни в организме человека. Джатар-Агни (пищеварительный огонь) считается самым важным. Он контролирует все остальные Агни, так как поддерживает весь метаболический процесс.

У каждой доши пищеварительный огонь работает по-разному. В процессе лечения любого заболевания аюрведическая медицина уделяет большое внимание налаживанию работы пищеварительного огня.

Это очень важная часть терапии, так как при неправильной работе пищеварительного тракта в организме начинает накапливаться ама (токсины), происходит сбой на физическом, эмоциональном и ментальном плане.

Аюрведическая система исцеления отличается от современной медицины своим целостным подходом. Она рассматривает человека как одно целое на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Она лечит не симптомы, а выявляет и искореняет саму причину недуга. Она подходит индивидуально к каждому, потому что каждый человек — это отдельная Вселенная.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/ayurveda-obshchie-ponyatiya/

Аюрведа — что это такое? Доши вата, питта, капха — питание и диета

Йога аюрведа

Аюрведа — это традиционная система индийской медицины.

Основной задачей и целью Аюрведы является улучшение физического и эмоционального состояния человека посредством регулярных занятий йогой и медитаций, а также вегетарианства и употребления различных трав. Именно Аюрведа описывает чакры (энергетические центры организма), тесно связывая развитие болезней с нарушением баланса энергии в теле.

Согласно древней науке, каждый человек сочетает в себе элементы воздуха, огня, земли, воды и эфира. Преобладание воздуха носит название “доша вата”, огня — “доша питта”, земли — “доша капха”.

Аналогичная теория лежит в основе современного представления о трех типах телосложения и деления на эктоморфов, мезоморфов и эндоморфов, а также учения Гиппократа о темпераменте и о сангвиниках, меланхоликах, холериках и флегматиках.

Йога и медитация призваны уравновешивать доши в человеке — тогда как употребление мясной и острой пищи, малоподвижный образ жизни и гнев нарушают баланс энергии в теле. Согласно Аюрведе, идеальным состоянием является гармония всех трех составляющих, наихудшим — чрезмерное преобладание одного из типов, ведущее за собой как специфические заболевания, так и измерение характера.

Три доши: вата, питта, капха

Среди физических и психологических характеристик доши вата Аюрведа отмечает легкое и гибкое тело, быстроту мысли, однако напоминает о склонности к затворничеству; доша питта описывается вспыльчивым горячим нравом и спортивным телосложением, но не без склонности к перееданию; тогда как доша капха проявляется в округлых формах, аккуратностью в действиях и мягкостью характера.

В свою очередь, избыток ваты (воздуха) выражается нервозностью, головными болями, бессонницей и сексуальными проблемами; избыток питты (огня) — чрезмерной агрессивностью, повышенным кровяным давлением, язвами и высоким кортизолом; избыток капхи (земли) — медлительностью, ожирением и проблемами с закупоркой сосудов. Для коррекции каждого из этих состояний, согласно Аюрведе, требуется соблюдение особой диеты.

Вата: питание и диета

Человек типа “вата” характеризуется в Аюрведе либо очень высоким, либо очень низким ростом, худыми и поджарыми конечностями, длинным и угловатым лицом с маленьким ртом и плотно сжатыми губами, а также быстрой походкой. Наиболее подходящими физическими активностями для ваты называются упражнения умеренной интенсивности — прежде всего, йога, быстрая ходьба и подъем умеренных тяжестей.

Рекомендованная диета — теплая, хорошо приготовленная пища сладкого, кислого и соленого вкуса по меньшей мере три раза в день; воздержание от горячей, горькой и острой пищи. Помимо прочего, людям с преобладающей долей ваты индийские трактаты предписывают интервальное голодание — отказ от еды от 12 до 24 часов дважды в месяц для улучшения самочувствия и нормализации обмена веществ.

Медитация и отказ от кофеина

Основной проблемой доши вата Аюрведа считает чрезмерную возбудимость и склонность к нереалистичным фантазиям — именно поэтому подобным людям настоятельно рекомендуется избегать в питании острых специй, а также кофеина и любых других стимуляторов (включая никотин). Для уравновешивания эмоционального состояния может применяться медитация. О техниках медитации для начинающих Фитсевен рассказывал ранее.

Среди полезных для доши вата трав отмечается тулси (базилик), приготовленный в масле гхи. Тоники (Ашваганда, гокшура, шатавари) должны применяться крайне осторожно и исключительно при назначении специалистом по Аюрведе — например в случае восстановления после хронической болезни — в противном случае возможна чрезмерная стимуляция нервной системы и обострение заболеваний.

Капха: питание и диета

Капха, согласно Аюрведе, называются крупные, полные, с хорошо развитым телосложением и большими длинными конечностями люди. Их диета должна исключать пищу со сладким, кислым и соленым вкусом, отдавая предпочтения острому, горькому и вяжущему вкусам. Основная еда должна приниматься в первую половину дня. Завтрак может быть исключен, а ужин должен приниматься максимально рано.

В перерывах между едой лучше ничего не есть, и ни при каких обстоятельствах не рекомендуется спать после еды.

Индийская медицина считает, что из-за своей конституции подобные люди нуждаются в очень небольшом количестве жидкости — пить им рекомендуется как можно меньше.

Здоровым людям с дошей капхи следует соблюдать пост один день в неделю. Рекомендуемые физические тренировки — энергичные упражнения для сжигания жира.

Добавки для улучшения пищеварения

Одной из ключевых особенностей обмена веществ человека типа капха является склонность к накоплению слизи в организме (Аюрведа в этом случае говорит о преобладании в теле компонента земли). Для избавления от чувства тяжести рекомендуется безглютеновая диета и приготовление пищи на масле гхи.

Питта: питание и диета

Питта, в описании Аюрведы, обладают умеренно развитым телосложением и мускулистыми конечностями. Лицо таких людей по форме напоминает сердце, часто с заостренным подбородком; кожа мягкая, блестящая, имеет тенденцию легко обгорать на солнце. Рекомендуется теплая или прохладная пища сладкого, горького или вяжущего вкуса, запрещается употребление острой, соленой и кислой пищи.

Необходимо избегать поджаренной на масле и острой пищи, а также очень позднего ужина. Пост возможен не чаще, чем дважды в месяц с употреблением яблочного, виноградного и гранатового сока.

Люди с преобладанием питты нуждаются в большом количестве жидкости.

Рекомендованные упражнения — физический тренинг умеренной интенсивности, бег трусцой, плавание, йога, езда на велосипеде и силовые тренировки.

Строгое вегетарианство

Несмотря на то, что Аюрведа рекомендует соблюдение вегетарианского питания для всех трех типов дош, для капхи это правило имеет наибольшее значение. Причина заключается в том, что чрезмерно активные люди с преобладанием огня при употреблении в пищу красного мяса становятся еще более агрессивными и неуравновешенными. Кофеин, никотин и алкоголь также находятся под строгим запретом.

История Аюрведы

Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала влияние на развитие арабской и европейской медицины.

Индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями стали распространяться во все точки мира.

Основными предметами экспорта были нард (родственное валериане растение), мускус, куркума, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония. Сегодня они выращиваются не только в Индии.

Базовые процедуры Аюрведы (диагностика состояния здоровья по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) вошли в повседневную медицинскую практику.

***

Аюрведа — это древнее индийское учение о сохранении здоровья и о восстановлении баланса энергии в организме. В основе Аюрведы лежит определение пропорций ключевых элементов (огня, воды, земли) в человеке. Преобладание каждого из элементов требует соблюдения особой диеты. Также, вне зависимости от типа дош, всем людям рекомендуется регулярно заниматься йогой и медитировать.

Источник: https://fitseven.ru/yoga/chto-takoe-ayurveda

Аюрведа | SmartYoga: йога для здоровья и йогатерапия в Москве

Йога аюрведа

Google
Наверное, каждому из нас еще бабушка в детстве советовала просыпаться пораньше. Да мало кто прислушивался. Но и во взрослом возрасте это непросто, однако чрезвычайно полезно. Особенно если вы стремитесь вести здоровый образ жизни или хотя бы что-то полезное делать для своего здоровья.

Так что вопрос «во сколько просыпаться утром» — отнюдь не праздный. Ниже я назову 5 преимуществ раннего подъема согласно Аюрведе – древней системе традиционной индийской медицины. Возможно, это кого-то удивит, но Аюрведа полностью солидарна с нашими славянскими бабушками :-).

А заодно и с современными научными исследованиями и доводами медицины…

1. Во сколько просыпаться утром? Чем раньше, тем активнее Вата доша

Активность преимуществ Вата-доши свойственна раннему утру.  Согласно Аюрведе, если разделить ночь на три части, то в последней трети доминирует Вата доша. Так что имеет смысл проснуться  пораньше, чтобы воспользоваться ее преимуществами.

Вата доша отвечает за движения тела, в том числе его гибкость, а также за функционирование органов чувств, то есть ранним утром чувства обострены до предела.

Умственную деятельность Вата тоже активизирует: способность к пониманию утром повышена, вы полны энтузиазма.

Кроме того, активная Вата способствует нормальной работе гормональной системы – отвечает за  надлежащий уровень секреции и высвобождения гормонов, ферментов и т.д., Вата как бы впрыскивает энергию во все органы и системы тела.

В общем, сбалансированная поутру Вата поддерживает тело и ум в оптимальном состоянии. Жаль этим не воспользоваться, не правда ди?

2. Во сколько просыпаться утром? Чем раньше, тем полезнее упражнения

Раннее утро – это лучшее время для тренировки, о чем бы ни шла речь. Практикуете ли вы йогу, утренние пробежки и упражнения на тренажерах, эффект от ранней тренировки будет выше.  Согласно Аюрведе, утро – это идеальное время как для физических упражнений, так и для пранаямы – дыхательных техник, и даже для молитвы!

3. Во сколько просыпаться утром? Брахми Мухурта

Брахми Мухурта – это время за полтора часа до рассвета, а вернее, за 1 час 36 минут. Если вставать с ее началом, то будет вам и здоровье, и счастье, и духовное просветление. Только в это время суток в природе разлита Саттва – благость, самое гармоничное, сбалансированное и созидательное состояние. Зарядиться им на целый день – что может быть лучше?

4. Во сколько просыпаться утром? Биологические часы

Тело живет по своему расписанию, по собственным биологическим часам, определяющим наши биоритмы. В этом расписании предусмотрено все, в том числе когда и какие гормоны и ферменты секретировать. Выработка тех или иных веществ в нашем теле подчинена суточному ритму. Для одних необходимо дневное время, для других – только ночное.

Тело предрасположено к активности днем и глубокому сну ночью. Просыпаясь рано, вы оказываете большую услугу всем органам и системам своего организма,  поддерживаете их здоровье.

Если же вам трудно отойти ко сну в часы, достаточные для того, чтобы выспаться до рассвета, это говорит лишь о том, что у вас имеется расстройство сна, а его нужно и можно лечить.

5. Во сколько просыпаться утром? Гормон кортизол

Раннее утро – это время, когда секреции гормона кортизола максимальна, причем безо всякого стресса (в течение дня кортизол тоже вырабатывается, но в ответ на стресс, в целях защиты от него).

Гормон этот очень важен, ибо улучшает углеводный обмен, способствует расщеплению молекул жира, увеличивает уровень тромбоцитов и эритроцитов в крови, оптимизирует работу печени, укрепляет иммунитет и т.д. Кортизол стимулирует сердечно-сосудистую систему, повышает способность к концентрации внимания, обладает ярко выраженными противовоспалительными свойствами.

 Это одно из объяснений, почему, просыпаясь рано, мы стимулируем здоровую работу всех органов тела. Кстати, кортизол обеспечивает прилив крови к мышцам, то есть см. п. 2 и… пораньше расстилайте коврик для йоги.

Однако нужно иметь в виду, что зашкаливание кортизола опасно для организма. Как говорится, все хорошо в меру. Так что не откладывайте надолго завтрак после утренней тренировки – этим вы лишите кортизол его разрушительной силы.

Думаю, что этих 5 причин уже достаточно для того, чтобы ответить на вопрос: во сколько просыпаться утром? На самом деле таких аргументов гораздо больше… Даже утреннее солнышко гораздо полезнее! Опасные элементы ультрафиолета, которые грозят преждевременным старением и даже раком, появляются позже.

Существует два типа канцерогенных ультрафиолетовых лучей: UVA и UVB. Первый активен всегда, с восхода до заката, даже в облачную погоду.

А второй,  UVB, является продуктом прямого солнечного света во время пиковых часов дня, с 10 до 16, причем лучи этого типа гораздо мощнее и вреднее.

Но пока вы наслаждаетесь прогулкой на рассвете, ваш организм впитывает витамин D в отсутствие вредоносных UVB-лучей!

«Расписание» активности дош

День сложится продуктивно и проживется с большим удовольствием, если мы не будем мешать дошам проявлять свои свойства.

С 2 до 6 утра активизируется Вата. Просыпаться в это время — значит быть бодрым и энергичным весь день.

С 6 до 10 утра — время Капхи, спокойствия. Но пробуждение в это время чревато ощущением заторможенности, лености в теле.

День с 10 до 14 — период Питты, когда производительность максимально высока.

С 14 до 18 опять действует Вата — это самое благоприятное время для самовыражения и творчества.

С 18 до 22 — снова Капха, пора отдыха и подготовки ко сну.

Именно поэтому имеет смысл ложиться спать сегодня, чтобы успеть заснуть до полуночи. Так организм восстановится лучше всего. 

Кстати, хорошему сну способствует стакан молока с щепоткой кардамона и мускатного ореха.

Источник: https://yogaliya.com/?cat=490

Аюрведа

Йога аюрведа

АЮРВЕДА – дословно, это знание жизни. Аюрведа – наука, искусство и философия о том, как правильно жить в гармонии со своей Природой и окружающей средой.

Знания Аюрведы древние, насчитывают более 5000 лет, когда люди жили в согласии с Природой и её Законами. Это время называют «Золотым веком» (Сатья Югой), когда люди обладали знанием и чувствовали свою неразрывную связь с Творящим Источником.

Когда вместо того, чтобы создавать и развивать искусственную технику, человек развивал и совершенствовал свои ум и тело, достигая немыслимых для современных индивидуумов сверхспособностей (сиддх). Когда человек не отделял себя от целого, а действовал в гармонии с ним (будь-то окружающая среда, сообщество людей или целая Вселенная).

Когда человек опирался на себя самого, на способности своего организма (системы «ум-тело»), рассматривая себя и свои потребности только в рамках блага целого.

Знания Аюрведы были даны человечеству древними провидцами.

Эти мудрецы обладали видением вещей такими, какие они есть, проницательностью и тонкой чувствительностью, что позволяло им чувствовать ткань бытия и проникать в самую суть жизни.

Они также обладали терпением, что позволяло им изучать, анализировать, систематизировать знания; и чистотой, посредством чего они становились пустым сосудом, через который сама Природа совершала исцеление.

Аюрведа проистекает из знания Природы и её законов и направлена на то, чтобы обрести знание и гармонию со своей внутренней природой как частью изначальной природы (Пракрити) и условиями окружающей среды.

Аюрведа — знание жизни

Знания Аюрведы основаны на знании Истины, что всё едино, и всё есть одно. Это Единое «формально» разделяется на две составляющие: Сознание (Шива) и Энергия (Шакти). Эти Два порождают Три Силы.

Сознание без Энергии – Тамас. Энергия без Сознания – Раджас. Их равновесие – Саттва.

Эти Три основные Силы – Саттва, Раджас, Тамас и Пять производных из них Элементов лежат в основе всего Творения и составляют основу Аюрведического знания.

Саттва – это настоящее, гармония и равновесие. В природе – это тёплая солнечная погода. В уме человека – это ясность, удовлетворённость и благость. В теле – здоровье и лёгкость. В пище – сладость, мягкость, теплота.

Раджас – это будущее, движение и действие. В природе – ветреность, изменчивость, катаклизмы. В уме человека – мысли, образы, беспокойства. В теле – подвижность, скорость. В пище – острота.

Тамас – это прошлое, форма, твёрдость, инертность. Тело человека и все иные материальное формы существования есть проявления Тамаса. В уме человека – это бессознательность и консерватизм. В теле – устойчивость, но и все застои. В пище – тяжесть, несвежесть.

Из Саттвы рождается Эфир – это пространство, которое присутствует всегда и везде. Лёгкость Саттвы и подвижность Раджаса порождают Воздух. Из активности и напористости Раджаса рождается Огонь. Подвижность Раджаса и плотность Тамаса рождают Воду. Твердость и оформленность Тамаса сотворяют Землю. А игра этих пяти элементов в свою очередь создаёт всю проявленную Вселенную.

Качества, степень присутствия, взаимодействия этих составляющих определяют индивидуальность того или иного места, сообщества или существа. Зная особенности этих сил и элементов, их влияния друг на друга, способы их усилить и/или ослабить и т.п., человек получает необходимые инструменты, чтобы обрести гармонию, долголетие и счастье.

Аюрведа работает не только с физическим телом, но и с психикой, энергией, умом и окружающей средой в целом. Любой недуг физического тела проистекает из психического нарушения, а также неумения наладить контакт с окружающей средой.

Верно и обратное, проводя правильное лечение болезни на уровне физического тела и предпринимая соответствующие меры профилактики, а также помещая пациента в подходящие условия или научая его жить в содружестве с существующими, Аюрведа исцеляет психические заболевания.

Процесс лечения в Аюрведе достаточно долгий, но его эффект длительный, надёжный и постоянный. Методы Аюрведы направлены на исцеление человека на всех этапах развития заболевания и по всем составляющим организма. Они воздействуют на все тонкие тела, ум и органы чувств, активизируя внутренние силы самого организма и уничтожая среду и все предпосылки развития заболевания.

Методы Аюрведы многогранны и разнообразны: это и культивирование правильного образа мыслей и этичности поведения; особенности питания и режим дня для каждой индивидуальной пракрити; аромо-, цвето-, звуко-терапии, травы и специи, иглоукалывания, массажи, упражнения для физического тела, дыхания и ума и т.д., и т.п. Одним словом, всё, что дано Природой и проистекает из естественных потребностей тела. И важно соблюдать баланс между удовлетворением потребностей и потаканием желаниям, между свободой индивидуального проявления и гармонии целого, между гармонией Духа и здоровьем тела.

В Аюрведе все лекарства растительного происхождения. Более того, здесь имеет значение всё: само лекарство, его составляющие, их среда обитания, то где и кем оно было сделано, настрой пациента и т.п. Каждое существо, будь-то пациент или растение, с помощью которого проводится лечение, Аюрведа рассматривает как носителя Божественного Духа, и соответствующим образом к нему обращается.

Поэтому для Аюрведы важны не только средства, но и правильное к ним отношение. Ритуал приёма пищи, уважительное к ней отношение, ритуал обращения со своим телом, уважение и почитание своего Целителя и/или Учителя закладывает основу правильного взаимообмена энергий и открывает ум пациента для получения исцеления и закрепления эффекта.

Аюрведа в большей степени основывается на тонкой субстанции каждой сущности, степени и балансе присутствия в ней пяти элементов и выраженности трёх качеств, нежели чем на физических свойствах. Опираясь на эти качества и соотношения, для каждого индивидуума Аюрведа определяет своё лечение.

Аюрведа – это не просто медицина и способ вылечить болезнь. Аюрведа – это целое искусство, как жить так, чтобы оставаться здоровым, бодрым, полным сил до конца своих дней. В отличие от современной медицины, убирающей негативные последствия, Аюрведа работает с причиной, удаляя сам корень заболевания.

Тело – сосуд, в котором обитает Душа (Атман). Ум – пульт управления этим телом.

Аюрведа даёт человеку бесценное знание о том, что такое его тело и ум, и кто есть он сам, как правильно управлять своим умом-телом, в каких условиях эта «машина» будет работать с наибольшей продуктивностью, и каким образом её поддерживать. Всё это даёт возможность воплотившейся Душе достичь всех своих целей и освободиться в конце жизни.

Ниже вы можете ознакомиться с рядом публикаций, раскрывающих различные грани науки Аюрведы.

Другие интересные публикации по Аюрведе

Топлёное масло Гхи
Польза масла Гхи
Тонизирующие травы

Источник: https://slavyoga.ru/ayurveda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть